На закрытие полевого сезона, представители фенологической комиссии отправились в Государственный природный заказник областного значения «Москворецкий пойменный заказник». Отчет о путешествии Владимира Соколова, руководителя комиссии
Практически многие любители орнитологии знают Москворецкий пойменный заказник. Место поистине уникальное — это практически ненарушенные пойменные луга и старицы реки Москвы. Весной здесь разливы до горизонта, полузатопленные дамбы и птицы, птицы, птицы. Во время пролёта их тут не просто много, а очень много, да и в течении всего остального года птиц тут немало — только краснокнижных видов более 85% из всех охраняемых в Московской области. Мы же приехали во второй половине Октября, после массовой миграции птиц в тёплые края.
В путешествии приняли участие: Владимир Соколов – руководитель фенологической комиссии Пензенского областного отделения РГО и Дарья Верещагина – член Московского областного отделения РГО.
«Приехав на место, мы выдвинулись сразу на обзорную экскурсию, с целью поиска мест-парковок автомобиля и обзора просторов заказника. Парковка, указанная на карте, посреди заказника нам очень подходила, с неё можно двигаться пешком в любое направление…
…Утром следующего дня, выбрали маршрут: Маришкино — парковка — озеро Подкова, озеро Лопата и прилегающий участок реки Москва.По маршруту мы встретили такие виды как: большая синица, вьюрок, рябинник, певчий дрозд, белая цапля, серая цапля, полевой лунь, сойка, зарянка, серая ворона, тетеревятник, чомга, сизая чайка, европейская сорока, канюк, зяблик, широконоска, черноголовый щегол…
Утром третьего дня, мы решили машину оставить у отеля и прогуляться пешком по маршруту: Маришкино — Конобеево. Путь пролегал по бетонке вдоль нового русла реки Нерская и составил общей сложностью, со всеми заходами на живописные места — 20 км.По маршруту, удалось понаблюдать за видами: обыкновенная зеленушка, чечётка, длинохвостая синица, полевой лунь, тетеревятник, большая синица, полевой воробей, лысуха, кряква, седой дятел, белая цапля, европейская сорока, черноголовый щегол, снегирь, ворон, серая ворона, рябиник, сизая чайка, тросниковая овсянка, обыкновенная лазоревка.
Здесь же, встретили очередной Лайфер: серый сорокопут — сидел он на проводах и выискивал жертву, часто опускав голову вниз, прислушиваясь и вглядываясь на поверхность земли…»
Справочное. Серый сорокопут, или большой сорокопут, или большой серый сорокопут (лат. Lanius excubitor) — достаточно крупная певчая птица из семейства сорокопутовых. Песня самца состоит из коротких благозвучных трелей вперемежку с булькающими свистами. Птица среднего размера (примерно как дрозд). Голова у птицы большая и круглая. Крылья закруглены по краям, а хвост сорокопута достаточно длинный по сравнению с небольшим туловищем. В среднем длина птицы составляет 35-40 сантиметров, размах крыльев — около 35 сантиметров, а вес — 70-80 граммов. Гнездится в северной части Евразии и Северной Америки. Частично перелётный вид.
«…Сорокопут нас так увлёк, что мы подзадержавшись, вернулись уж после захода солнца.
На четвёртый день нам природа подарил мрачно-серый день с мелко-холодным дождём. Дождь лил без остановок, и не было ему ни конца, ни края. Сидеть и прятаться от него, у нас не было времени. И мы выдвинулись в путь к озеру Лебяжье.
Фотоаппараты прятали за пазухой и доставали лишь, когда находили птиц, которые так же не хотели прятаться. В этот день мы встретили: свиристель, домовых и полевых воробьёв, большого пёстрого дятла – занимающегося зарядкой на макушке дерева, как на турнике. Подходя ближе к озеру, на берегу в сухой траве летали стайки черноголовых щеглов», — рассказал Владимир Соколов
«Новая поездка, выдалась очень ветреной и дождливой, да и общий прогноз погоды обещал мало хорошего, но глаза боятся, а ноги едут. И вот, мы снова в прекрасных местах Подмосковья — в Москворецком пойменном заказнике, там, где каждый год собирается множество птиц, на время гнездования или дальних перелетов. Окружающие нас пейзажи завораживают это и заливные луга, и озера необычной формы, В солнечную погоду вода там глубокого синего цвета, высокая трава нежно шумит на ветру, мы идем и вокруг необъятный простор полей и лугов. В эти дни птицам было трудно летать, а нам их снимать.
Из всех дней поездки только один день порадовал солнцем и красиво плывущими облаками, но порывы ветра, особенно, на открытом пространстве сбивали с ног. Иногда было очень трудно удерживать фотоаппарат и особенно наводить объектив на резкость.
Выезжая в новое путешествие, я думала, что все интересные для меня птицы уже улетели в теплые края, оказывается нет, еще оставались большие белые цапли, свиязи — активно тренировались на озере, множество стай различных птиц: чечетки, тростниковые овсянки, дрозды, а нарядные щеглы весело и задорно облетали любимые кусты чертополоха, даже луни, перепелятники и канюки летали, и активно охотились. Предвестники зимы, свиристели, и снегири уже щебетали на березах. Из лайферов, в эту поездку, мне удалось снять обыкновенного канюка и серого сорокопута — милого на вид, но очень коварного в душе.
Все остальные дни моросил дождь, не прошли мимо нас и ливни, но радовало одно, что было относительно тепло. Вечер заключительного дня проводил нас огненным закатом, невероятно яркого лилово-розового цвета. Можно смело сказать, что с погодой и в этот раз нам тоже очень повезло», — дополнила Дарья Верещагина.